В
апреле 2005 года по инициативе Кировоградской
областной организации Национального Союза
художников Украины Кировоградский областной
совет утвердил положение о "Областной премии в
сфере изобразительного искусства и
искусствоведения имени Александра Осмеркина".
Премия присуждается в трех номинациях:
"Национальная традиция", "Новейшие
направления", "Искусствоведение и история
искусств"
- за достижение значительных успехов в
изобразительном искусстве, создание ярких
художественных произведений в разных видах
изобразительного искусства (живопись, графика,
скульптура, монументальное и
театрально-декорационное), которые утверждают
национальную традицию, сохраняют основы
классического искусства, внедряют новые формы в
изобразительном искусстве, адаптированы в
современность, исполнены на высоком
профессиональном уровне и получили широкое
признание в Кировоградской области и Украине;
- за весомые искусствоведческие или исторические
исследования развития изобразительного
искусства Кировоградщины, пропаганду и
утверждение достижений художников края.
Премия вручается каждый год 8 декабря,
в день рождения художника, в помещении
художественно-мемориального музея А.А.Осмеркина.
Первыми лауреатами премии стали
кировоградские живописцы, члены НСХУ - Анатолий
Янев, народный художник Украины Михаил Надеждин,
а также искусствовед, заслуженный журналист
Украины Бронислав Куманский. Творчество каждого
из них - это значительная часть истории развития
изобразительного искусства Кировоградской
области.
Творчество А.Н.Янева стало ярким
отражением эволюционных процессов в
традиционной реалистической живописи. Родился
Анатолий Никитович Янев в 1945 году в селе Аджамка
Кировоградской области. Закончил Киевский
государственный художественный институт (ныне
Украинская Академия изобразительного искусства
и архитектуры), мастерскую народных художников
Украины В.Шаталина и Т.Голембиевской. С 1970 года
живет и работает в Кировограде.
На выставке претендентов на соискание
премии в художественно-мемориальном музее
О.О.Осмеркина его творчество было представлено
широкой галереей пейзажных мотивов родного края,
натюрмортов и портретных образов современников.
Особое место в творчестве художника занимает
бытовой жанр. Герои его композиций - люди, занятые
ежедневным, обычным трудом. Именно в обыденности
художник находит уникальности жизненных
моментов. "Сенокос", "Швея", "Летним
вечером", "Утро" - в этих композициях под
внимательной кистью художника бытовые мотивы
приобретают особую значимость. Большое внимание
в своих работах художник уделяет деталям,
заостряя внимание на материальности вещей,
создавая ситуацию "космичности"
пространства. Нередко художник раскрывает тему
камерного сюжета через портретные образы.
Обобщая и наделяя их знаковыми чертами, странным
образом реализует понятие архетипичности в
реалистической живописи. Как, например, в картине
"Сельский мотив". Из темноты фона предстает
перед нами фигура старой женщины, трепетно
держащей на руках маленького котика. В основу
сюжетного образа этой идиллической камерной
картины художник берет портрет матери, но подает
его таким образом, что тот приобретает характер
обобщенного типажа. Настроение произведения
большой мерой формируется за счет серебристого
колорита. Благодаря умелому, мастерскому
владению живописными приемами, художник
достигает высокого уровня эмоционального
напряжения. Следует отметить, что оставаясь в
рамках традиционной реалистической картины,
Анатолий Янев каждый раз по-новому раскрывает ее
внутренние художественные возможности.
Фактически не обращаясь к внешним
этнокультурным формам, он в то же время создает
яркое ощущение украинского национального
колорита.
Первый лауреат премии имени
Александра Осмеркина в номинации "новые
направления" народный художник Украины Михаил
Надеждин относится к той плеяде художников,
которые вошли в историю искусства под знаменами
движения "шестидесятников".
Родился Михаил Владимирович Надеждин
в 1935 г. в с.Константиновка Белопольського района
Сумской области в многодетной сельской семье.
Детство и юность художника прошли в предместьях
г.Белополья.
В 1962 году закончил Днепропетровское
государственное училище (преподаватели:
народный художник Украины Г.Чернявский,
заслуженный деятель искусств Украины М.Родзин,
выпускник Рижской Академии искусств,
талантливый художник и педагог - Я.Калашник).
Творчество М.Надеждина - широко и многогранно,
оно неотъемлемо от времени. В 1960-е художник
активно экспериментирует с различными
материалами и техниками в поисках
гармонического единства. Живопись на стекле,
левкасы с применением смальты и металла, резьба
по дереву, роспись, керамика и коллаж в его
произведениях обретали новые, модерные черты. Но
со временем М.Надеждин сосредотачивается на
традиционном языке станковой картины - живописи,
пытаясь найти в ней новые пути формальных и
образных решений. Значительную роль в творчестве
художника играют цвет и колорит.
"Главное в живописном произведении,
по-моему, сама живопись, - говорит М.Надеждин, -
цвет создает колорит, продуцирует форму,
настроение, смягчает или усиливает
композиционную ситуацию. Цвет - душа и энергия
живописи".
В творчестве М.Надеждина органично
соединяются фигуративная и нефигуративная
живопись. Опираясь в своих композициях на
эмоционально-чувственное восприятие,
воссоздавая его через обобщенную, образную
форму, он создает условия для многоплановости и
многогранности прочтения произведения.
Философских аллегорий исполнены образы в
картинах "Сон" 1976 г., "Светлый день" 1980
г., "Маскарад" 1995 г. Нередко художник
переосмысливает свои старые творческие темы,
задавая им новую ноту звучания. Например, тема
картины "Художник и модель" 1970 г. получила
продолжение в композициях "Художник и модель
ІІ" 1983 г., "Поиск" 1992 г., "В мастерской
художника" 2000 г. В них мы можем видеть как
изменяется "живописный язык" художника,
происходит эволюция мировосприятия.
От яркого бунтарства 1960-х гг. через
лирические народно-поэтические мотивы 1970-х-1980-х
гг. в 1990-е годы художник приходит к потребности
глобально-философского переосмысливания
классических тем. Так появляются "Сады
Эдема", "Победитель", "Рыбак на Черной
речке". Как заметил доктор искусствоведения,
академик Академии искусств Украины, профессор
Александр Федорук: "Михаил Надеждин -
уникальный украинский творец, народный художник
Украины, чья творческая практика имеет влияние
на развитие современной изобразительной
культуры. Вобрав мощь обрядовой родовой сельской
традиции Слобожанщины, достижения классического
и авангардного искусства, очаровал мир
экспрессией цвета художественных произведений,
шокируя "соцреалистическую публику"
логикой живописного конструктивизма и кодовыми
знаками композиционных образов, космическим
пониманием силы и могущества живой сущности
вещей. Безусловно, серия автопортретов 1960-х гг.,
произведения "Художник и модель", "Сады
Эдема", "Поиск", "Курица или Яйцо"
стали неотъемлемой частью сокровищницы
современного украинского искусства".
В номинации "Искусствоведение и
история искусств" была отмечена
долговременная работа в области популяризации
изобразительного искусства известного
кировоградского журналиста, искусствоведа
Б.Куманского.
Родился Бронислав Петрович Куманский
в 1937г. на Кировоградщине. Закончил Ленинградский
государственный институт живописи, скульптуры и
архитектуры им. И.Е.Репина. Член Национального
Союза журналистов Украины, член Национального
Союза фотохудожников Украины, заслуженный
журналист Украины, лауреат областных премий им.
Ю.Яновского и В.Винниченка. В 1960-х годах
возглавлял Кировоградскую картинную галерею
(ныне областной художественный музей). С тех пор
он не упускает возможности рассказывать о
событиях в изобразительном искусстве области.
Особую заинтересованность
Б.Куманского вызывает живопись его
современников. В публикациях в местной прессе и
всеукраинских изданиях "Українська
культура", "Культура і життя" он создал
целую серию ярких творческих портретов
кировоградских художников, среди которых:
заслуженный художник Украины Б.Винтенко,
народный художник Украины М.Надеждин, известные
живописцы, члены НСХУ С.Шаповалов, А.Логвинюк,
В.Федоров, Г.Гнатюк, М.Бондаренко и др. Нередко его
статьи и интервью поднимают актуальные проблемы
жизни художников, отношений творческой личности
и общества, вопросы свободы творчества.
Учреждение премии в сфере
изобразительного искусства и искусствоведения
имени Олександра Осмеркина на Кировоградщине
свидетельствуют о том, что пройдя путь от
идеологических противостояний к обобщению и
глубокому пониманию событий собственной
истории, переосмыслив прошлое, у общества
появилась потребность в возрождении, сохранении
и развитии художественного и культурного
потенциала, как основы для утверждения Украины -
европейского государства. |