25
июня 2018 года в художественно-мемориальном
музее А.А.Осмеркина состоялась презентация
тематической выставки «Я живу, как всю жизнь
только мечталось...», посвященной 65-й годовщине со
дня смерти выдающегося художника и педагога
Александра Осмеркина.
А.А.Осмеркин скончался 25 июня 1953 года,
полон надежды и веры в непреодолимую силу
искусства, во время работы над этюдом «Плесково»,
который сейчас вместе с его автопортретом 1951
года, стал одним из главных экспонатов
тематической выставки.
«Я живу, как всю жизнь только мечталось
...» - эти слова из письма художника Александра
Осмеркина 1952 года не случайно стали названием
развернутой экспозиции, ведь, несмотря на
обвинения в формализме и развязанную кампанию
моральной и физической травли, бесконечный
судебный процесс – обстоятельства, что привели
художника к тяжелой смертельной болезни, в его
жизни были и дни радости, а мир он воспринимал
реалистично, отдавая дань его мощной животворной
силе. До конца своей жизни он был преданным
искусству и как вспоминал его елисаветградский
товарищ А.М.Нюренберг: «В это тяжелое творческое
время он писал только радостные, насыщенные
оптимизмом полотна. Ни одной мрачной
пессимистической работы. О четвертом инсульте
мне рассказывала его жена Надя. Произошло это
утром, когда он писал замечательный незабываемый
и последний пейзаж. Он умер с кистью в руке, как и
хотел ... »
Символично, что именно в этот день в
музей пришли студенты художественно-графического
отделения факультета искусств
Центральноукраинского государственного
педагогического университета им. В.Винниченко
под руководством старшего преподавателя члена
НСХУ и НСМНМУ Ларисы Кулинич. Выполняя задание
летней практики, они делали зарисовки интерьера
и исторического фасада здания музея, а еще
заинтересованно прослушали рассказ ведущего
научного сотрудника музея заслуженного
художника Украины Андрея Надеждина не только о
последних годах жизни и творчества профессора
живописи А.А.Осмеркина, но и о его пленерных
практиках. Именно во время выходов на природу с
руководителем Вечерних рисовальных классов
Елисаветградского земского реального училища Ф.С.Козачинским,
А.А.Осмеркин создал прекрасные этюды «Окраина
Елисаветграда» и «Спиртзавод в Елисаветграде»
(1910-1911), а позже, когда стал преподавателем
Московского художественного института им. В.И.Сурикова,
и сам возил студентов на практику - крымские
этюды «Утро. Крым. Козы» и «Крымский этюд с
тополями» (1938-1939), которые сейчас представлены в
мемориальной экспозиции музея.
И кто знает, возможно среди молодых
людей, которые сегодня рисовали архитектурные
украшения здания музея, скрывается пока
неизвестная нам выдающаяся личность, чьи
наброски или этюды также в будущем пополнят
музейные собрания, станут новой художественной
историей. Так происходит культурная
преемственность поколений. |