В ярком
созвездии имен известных деятелей культуры и
искусства одно из почетных мест принадлежит
художнику Александру Осмеркину (1892 - 1953 гг.).
Интерес к творческому наследию талантливого
колориста, которым справедливо считается А.
Осмеркин, увеличивается с каждым годом. Младший
из членов группы московских живописцев
"Бубновый валет" в 1930-1940-х гг. он создал в
СССР своеобразную мощную творческую школу,
основой которой стали гуманизм и идея воспитания
человека искусства.
Елисаветград -
центр степной Украины. Здесь в 1892 г. он сделал
"свои первые шаги в жизнь". В этом городе
прошли детство и юность Александра Осмеркина.
Здесь он получил первое профессиональное
художественное образование, учась в Вечерних рисовальных
классах при земском реальном училище у
талантливого живописца
"художника-передвижника второго призыва" Феодосия Козачинского.
Они часто ходили на природу, "это были уроки
живописи с натуры, которые сопровождались
ужением рыбы, варением ухи. Все было тепло и
сердечно..." Так А. Осмеркин увлекся пейзажем, который стал
для него не только любимым жанром, но и также
своеобразной мастерской, откуда он черпал
цветовую палитру своих произведений.
Елисаветград на рубеже ХIХ и ХХ ст. с его
эклектически-модерными "Палаццо"
новых богачей из так называемых "реальных
людей", электрическими
фонарями на улицах, утренним гудением трамваев, афишами, извещавшими о музыкальных
встречах, театральных спектаклях и
художественных выставках, не мог не завораживать
юного Шуру Осмеркина. Но довольно быстро тайна
города исчезла, ибо существовал другой
Елисаветград - чиновничий, насквозь проникнутый
духом параграфа, регламентации и бюрократии,
зараженный страшной имперской бациллой
провинциальности, его личина не терпела
талантов. Отпечаток этой личины сохранится и
через годы. "Здесь печально и мрачно,
погода-мряка, появились те же ощущения, как в
юности, скорее бы вырваться", - напишет А.
Осмеркин из города в 1930 г.
В детстве от тяжелой атмосферы города
А.Осмеркина спасала поэзия А. Пушкина и жизнь в доме брата его матери,
известного в городе архитектора, выпускника
Московского училища живописи, ваяния и зодчества
Якова Васильевича
Паученко. Как вспоминал сам А.Осмеркин: "Мой
дядя привез с собой в провинциальный город
стойкое увлечение живописью его современников
(до К. Коровина), а вместе с ним множество
рисунков, этюдов и пейзажей. Восхищение
искусством ломало во мне заповедь сыновнего
послушания. Я стал мечтать о занятиях
живописью". Именно в доме Я. Паученко будущий
профессор живописи А.Осмеркин найдет свои
художественные предпочтения. Сначала он
увлечется театром,
принимая активное участие в домашних спектаклях,
которые так любил его дядя. Это были сцены из
украинского быта и классический театр Шекспира и Шиллера, фрагменты
русской и украинской
драмы и кукольные
спектакли. Эмоциональные переживания того
времени фиксируют рисунки А.Осмеркина 1900-х гг.
"Романтическая сцена", "Кукольный
театр", "Арлекин и Коломбина" и
воспоминания современников. "Шура Осмеркин
был заядлым театралом и, по-видимому, мечтал
стать актером. Любил драпироваться
в накидку и, перефразируя свою фамилию говорил:
"Я - Кин Осьмой", - пишет елисаветградец,
известный советский художник П. Покаржевский. И,
наверное, Осмеркин стал бы актером, если бы
однажды не встретил в журнале "Нива"
репродукции с произведений М.Врубеля, творчество
которого в корне изменило его взгляды на
возможности живописи. Он увидел в нем реальную
образность, отличающуюся от литературной
иллюстративности академизма.
В 1910 г. А. Осмеркин едет в Петербург, в Школу
Общества поощрения художников при Академии, где
год учится у Н.Рериха, но не находит того, что ищет
- искусства, наполненного реальными
переживаниями и ощущениями. 1911 г. - поступает в
Киевское художественное училище, но и тут он
встретит ту же самую мертвую петербургскую
академичность, иногда украшенную картинами
украинского быта. "Я блуждал в Петербурге и
Киеве как мимо чуждого мне "мира искусства",
так и мимо пресного эпигонства передвижничества.
Среди моих педагогов не было П.П.Чистякова, за
которым многие шли доверчиво и увлеченно.
Исключение на то время составлял разве что И.Машков, к которому я
хотел попасть находясь еще в Киеве", -
признавался Александр Осмеркин.
И. Машков был одним из основателей группы
московских живописцев "Бубновый
валет", с произведениями которых Осмеркин
познакомился на так называемой "Независимой
выставке" 1911 г. в Киеве. "Благодаря этой
живописи, как-то сразу быстро сократилось
расстояние, отделявшее меня от овладения цветом -
наиболее сложного средства на пути овладения
живописью". К тому же, эта живопись
подтверждала идеи, заложенные французским
художником Полем Сезанном, искусством которого
уже тогда увлекался А.Осмеркин.
В 1913 г. А.Осмеркин поступает в школу И.Машкова,
а с 1914 г. уже участвует в выставках "Бубнового
валета", и дальнейшая судьба художника связана
с Москвой и Петроградом. Там складывается круг
его знакомых и друзей, среди которых С.Есенин,
О.Мандельштам, А.Ахматова (ее портрет работы
А.Осмеркина 1939-40 г.г. находится в Литературном
музее, г. Москва), П.Кончаловский, А.Лентулов,
В.Куприн. В квартире А.Осмеркина всегда шумно и
полно разного творческого люда, не утихают
дискуссии о творчестве, событиях современности.
Иногда на дверях появляется табличка
"Приглашаю на вареники", но когда друзья
расходятся, художник остается один. Один между
Москвой и Ленинградом, с собственными мыслями об
искусстве.
Время от времени художник вспоминает
Украину, приезжает в родной Елисаветград,
который регулярно меняет свои названия в
зависимости от идеологических капризов эпохи:
Зиновьевск, Кирово, Кировоград. Каждый раз
А.Осмеркин едет сюда с надеждой поработать, найти
покой и опору, но каждый раз сталкивается со
страшной чиновничьей бюрократией: "Хотел
работать над заводским мотивом, но снова
"пошла писать губерния"... Завтра попробую
еще раз. Не выйдет - плюну..." Иногда вопросы
вызывает сам внешний вид художника:. "Вид у
меня настолько подозрительный, что и в дороге у
меня спрашивают документы". Но несмотря на это,
Осмеркин дома пишет портрет
отца, портрет няни Евдокии
Ульяновны, портрет соседского мальчика,
несколько натюрмортов и одно из своих
программных произведений - пейзаж-картину
"Украина", за основу мотива которой художник
взял реальную местность в районе села Лелековка (ныне
окраина Кировограда).
Скорее всего А.Осмеркин знал легенду о казаке
Лелеке - основателе поселка. И выбор места для
него был неслучаен. Ведь украинская культура не
была только гостьей в семье Осмеркиных-Паученко.
По воспоминаниям современников, отец
А.Осмеркина, Александр Павлович, свободно
разговаривал на украинском языке, часто
использовал украинские прибаутки и поговорки. К
тому же, он собирал редкие образцы народного
творчества. Произведения из его коллекции мы
встречаем в каталоге
Первой Елисаветградской художественной
выставки 1913 г. Кстати, на выставке
экспонировались и произведения молодого
А.Осмеркина как ученика Киевского
художественного училища, рядом с картинами
художников Южного общества передвижников
Васильковским, Костанди, Судковским и др.
С 1920-х гг. А.Осмеркин был в хороших
приятельских отношениях с Анатолем Петрицким,
бывал у него в гостях, они даже обменивались
произведениями. Очень дорожил отношениями с
Степаном Яремичем, известным художником и
искусствоведом, знатоком русского и украинского
искусства. Поэтому вероятнее всего, что
А.Осмеркин достаточно хорошо ориентировался в
процессах, происходивших в украинской культуре.
И в картине "Украина" 1930 г. он изложил
собственное обобщенное видение земли, на которой
родился, и как ни странно, но образ Украины
А.Осмеркина почти вторит словам И.Шевченко из
поэмы "Сон".
Странно, потому что в основном мы знаем
А.Осмеркина как знатока поэзии Пушкина. Пушкин
был для него практически вторым "я". Об этом
упоминают все современники, но и сам Осмеркин еще
в юности, по словам А. Нюренберга как-то замечал:
"Во мне текут три крови - украинская,
грузинская и русская, преимущество отдаю
русской, потому что Пушкин - русский поэт". А
здесь перед нами ярко вырисовываются слова
Т.Г.Шевченко. Возможно, сюжет картины и
стихотворения Шевченко - только стечение
обстоятельств, но в художественно-мемориальном
музее А.Осмеркина хранится "Кобзарь" издания 1932 г. с
дарственной подписью отца А.Осмеркина: "Моя
дитино! Згадуй про наше життя з тобою в Москві з
5.12.31 по 28.3.32 р. Міцно стискаю тебе в обіймах своїх.
Твій батько". Надпись сделана на украинском
языке, книга зачитанная и имеет пометки па полях.
Анализируя некоторые произведения А.Осмеркина
"Натюрморт с бандурой", "Гитара и лира",
1921 г., "Украинское село", 1931 г., "Натюрморт с
подсолнухами" и сопоставляя их с фрагментами
писем и выступлений художника по вопросам
искусства, можно предположить, что перед
А.Осмеркиным довольно долгое время стоял вопрос
собственной самоидентификации, который он
решает в пользу идеи утверждения искусства с
сохранением его глубинных национальных черт,
возможности свободного творчества как высшей
цели человеческого существования.
А.Осмеркин отдаст 30 лет преподавательской
деятельности с единственной целью - создать
людей с философией культуры, людей искусства.
Сначала это был ВХУТЕМАС
и ВХУТЕИН, потом Всероссийская Академия
искусств, позже Московский и Ленинградский
художественный институты. Но мастерская
Осмеркина многим не нравилась, вызывала
раздражение, ведь она не вписывалась в
официальные рамки системы. В 1947-1948 гг. художник
обвинен в формализме и отстранен от
преподавательской работы. Запрещено принимать
заказы и продавать свои произведения. Против
него начато судебное дело, которое тянется до 1952
года. Но он продолжает работать до самой смерти в
1953 году он не выпускает кисти из рук, несмотря на
тяжелую болезнь, вызванную трагическими
событиями в его жизни. А его современник
Александр Дейнека напишет о нем: "Рассеянный
мягкий лирик, любитель поэзии, человек
абсолютного живописного слуха, артист без
всякого "делячества", беззаветно влюбленный
в искусство, для которого оно было чем-то намного
большим, чем любые практические мысли или
вопросы тщеславия. Он прошел среди нас Дон
Кихотом в искусстве". Но его донкихотство
оставит живые плоды и даст большой урожай
"шестидесятничества" и "тихого
реализма" в СССР, которые постепенно
подтачивали и разваливали скалу тоталитарного
общества. |