25 ноября 2022 года в
художественно-мемориальном музее А.А.Осмеркина состоялась презентация
выставки «ART-укрытие для художников». Это уже вторая выставка в рамках
музейного арт-проекта «Художественные студии–2022» на тему: «Портреты
современников на фоне войны». Экспозиция посвящена памяти профессора
живописи Александра Осмеркина к его 130-летию со дня рождения (8
декабря), скоропостижно умершего 19 октября этого года заслуженного
художника Украины Андрея Надеждина и Украинских воинов, отдающих свою
жизнь, защищая свободу, независимость и территориальную целостность
нашей страны.
Реализуя проект «Художественные студии» на тему, которую
определила сама жизнь, музей фактически стал для художников своеобразным
арт-укрытием, где они творчески работают и рождают новые идеи, общаются
и согревают души друг другу в трудные времена сверхчеловеческих
испытаний. Главным куратором этого проекта был ведущий научный сотрудник
музея, профессиональный искусствовед, заслуженный художник Украины
Андрей Надеждин, который сплачивал художников, вдохновлял их на
творчество и побуждал к оргнизации выставок даже в условиях войны,
считая, что назначение художников не просто быть свидетелями
исторических событий, а образно отражать их, утоляя собственные мысли и
чувства, наполненные сомнениями и одновременно уверенностью в победе
света и добра. Поэтому именно его графическая работа «Война» из серии
«Хроники нового средневековья», созданная 29 марта 2022, репродуцирована
на афише выставки.
Экспозицию выставки, размещенной в подвальном помещении
музея, используемого в настоящее время как укрытие во время воздушной
тревоги, составляют более пятидесяти работ участников арт-проекта
«Художественные студии–2022» – кропивницких художников Андрея Надеждина,
Ольги Краснопольской, Ирины Кухаренко, Наталии Корниловой, Александра
Кирьянова, Людмилы и Александра Демиденко, Ольги Коломиец, Юлии
Тарасовой, фотографа Александра Шулешко и художников из других городов
Анны Барановой из Харькова и Григория Вовка из Одессы.
Атрактивными акцентами выставки являются инсталяции
мемориальных вещей из дома Паученко-Осмеркиных, ведь музей и сам
находится в укрытии, так как экспозиция демонтирована с целью сохранения
картин и других раритетных предметов. Эмоциональное напряжение создают
конструкции из подиумов, разнообразное освещение, видеоряд анимированных
авторских изображений, музыкальное сопровождение и символы современности
– Флаг Украины, «Бородянский пивнык», гильза от снаряда, фуражка
военного и женский платок в ожидании встречи с победителем. Постепенно
все – и художники, и зрители, погружаясь в мир образов, чувствуя
зыбкость времени и пространства, становятся участниками выставки,
художественного действа – перформанса.
Именно такой перформанс и проходил во время вернисажа с
очередным отключением электричества. Но это событие не помешало
посетителям, ведь все были вооружены фонариками, а наоборот еще больше
заинтересовало их к созерцанию творческих работ, выполненных художниками
с начала войны, в которых боль и отчаяние, непонимание и страх, злоба и
жажда мести, сострадание и желание помочь, а главное – вера в
Вооруженные Силы Украины и уверенность в нашей Победе.
Искренним было выступление талантливой кропивницкой художницы
Ольги Краснопольской. Как куратор выставки, потому что именно ей
принадлежит идея ее устройства, рассказала о том, чем для нее лично стал
музей Александра Осмеркина в военное время, о своеобразном эмоциональном
восстановлении во время художественных студий. Ее дополнили и другие
художники – Наталья Корнилова, Ирина Кухаренко, Ольга Коломиец и Людмила
Демиденко, отметив, что именно музейный арт-проект по созданию портретов
современников на фоне войны вернул их к творчеству, а значит к
полноценной жизни.
Людмила Демиденко обратила внимание на представленные в
экспозиции выставки два изображения музейного предмета – старинного
рояля, который после демонтажа экспозиции остался в одиночестве в
мемориальном зале. И если черно-белая фотография Александра Шулешко,
зафиксировавшая художника и искусствоведа Андрея Надеждина в мгновение
задумчивости у рояля в пустом зале музея, в котором он плодотворно
работал почти три десятилетия ведущим научным сотрудником, поражает
осознанием ужаса, постигшего нас всех, беспомощности перед
неизвестностью. Кстати, этот снимок был сделан 21 марта в день рождения
известного зодчего Якова Паученко. Обычно в мирное время в этот день
традиционно проходили торжества по случаю вручения областной премии в
области архитектуры, геральдики и вексилологии и декоративно-прикладного
искусства имени Якова Паученков в его доме, где сейчас расположен музей.
А в этом году было пусто и тихо. И только стучание стрелок часов в фойе
музея, над которыми висит огромный фотопортрет художника Александра
Осмеркина с кистью в руке, возвращал к реальности.
И тот же рояль, но уже в солнечном сиянии, окруженный зеленью музейных
цветов, в ожидании картин и посетителей на живописном полотне Александра
Демиденко с символическим названием «Когда придет день, закончится
война…» Выставочный зал мемориального музея А.А.Осмеркина. Апрель
2022г.». Несмотря на чувство тревожности в колоритных оттенках,
созвучных пиксельным доспехам ангелов в композиции Натальи Корниловой
«Покрова. Спокойствие в нашем доме», картина буквально излучает сплошной
позитив и наполняет уверенностью в том, что Все будет Украина.
Вернисаж посетила сестра Андрея Надеждина Оксана Журавель.
Поблагодарив организаторов за выставку, на которую Андрей Надеждин еще
при жизни лично предоставил свои рисунки из серии «Мистерии нового
средневековья», она, как художник и искусствовед, оценила креативный
подход в построении экспозиции и оригинальную презентацию творческих
работ, в частности, форматную печать небольших по размеру авторских
листов, выполненных гелевой ручкой, акцентировав внимание на
«Графической серии из красного скетчбука» Ольги Краснопольской,
творческих экспериментах в цифровом искусстве своего коллеги Александра
Кирьянова, с которым одно время работала в художественной школе им.
А.Осмеркина, и наполненных философским содержанием фотографиях
Александра Шулешко.
Поздравила с открытием выставки и коллега – главный хранитель
фондов музея искусств заслуженный работник культуры Украины Валентина
Ноженко.
Еще долго общались художники и почитатели их творчества,
рассматривая выставку, обмениваясь напряженными информационными
новостями, мыслями, надеждами и вспоминая тех, кто уже не с нами… |