В
художественно-мемориальном музее А.А.Осмеркина
состоялся концерт музыки эпохи барокко в
исполнении студентов Кировоградского
музыкального училища (класс преподавателя
Натальи Карабан).
Барочная музыка появилась в конце
Возрождения, приблизительно между 1600 и 1750 годами,
и предвосхитила музыку эпохи классицизма. Слово
"барокко", предположительно, происходит от
португальского "perola barroca" - жемчужина или
морская раковина причудливой формы. И
дествительно, изобразительное искусство и
архитектура этого периода отличались весьма
затейливыми формами, сложностью, пышностью и
динамикой. Впоследствии этим же словом начали
пользоваться и в музыке того времени.
Сочинительские и исполнительские приемы периода
барокко стали неотъемлемой частью музыкального
классического канона. Музыкальный орнамент стал
весьма изысканним, развивались способы игры на
инструментах, расширялись рамки жанров, выросла
сложность исполнения музыкальных произведений.
Именно в эпоху барокко родились фуги Иоганна
Себастьяна Баха, хор "Аллилуйя" из оратории
"Мессия" Георга Фридриха Генделя,
"Времена года" Антонио Вивальди,
"Вечерняя" Клаудио Монтеверди.
Поэтому, не удивительно, что произведения
этих и других композиторов эпохи барокко
составили концертную программу скрипичного
ансамбля студентов училища (партию клавесина
исполняла на мемориальном рояле преподаватель
училища Светлана Концедалова). Да и название
концерта "Возможная встреча" символичное.
Преподаватель Наталья Карабан объяснила, что
именно так называется пьеса известного
немецкого драматурга Пауля Барца, где он
моделирует встречу Георга Фридриха Генделя и
Иоганна Себастьяна Баха, которые в
действительности ни разу не встречались, хотя и
были одногодками.
Своеобразным открытием для слушателей
концерта был английский композитор, которого
называют "Британским Орфеем", Генри Перселл.
Он прожил всего 36 лет, умер в тот самый год, когда
Баху и Генделю исполнилось только по 10 лет. Он
написал немало духовных и светских произведений,
много его песен стали народными, к стати, Перселл
был личным клавесинистом короля, композитором
музыки для придворного ансамбля скрипачей.
Поразило присутствующих и музыкальное
произведение Георга Филлипа Телемана
"Гулливер" в исполнении талантливых юных
музикантов Анны Майтало и Марии Полячок, которые
чудесно воспроизвели серию пьес для двух
скрипок-соло.
Дарина Довгая и Андрей Диброва исполнили
"Анданте" Иоганна Иоахима Кварца - немецкого
композитора, автора более 500 произведений для
флейты, именно он обучал игре на флейте немецкого
принца. Алена Демченко и Анна Гречанюк
порадовали слушателей виртуозным исполнением
одного из скрипичных концертов Иоганна
Себастьяна Баха, который, по словам ведущей
концерта студентки теоретического отдела Юлии
Бычковой, принадлежит к тем произведениям, когда
слушатель должен отказаться от любого анализа и
просто наслаждаться красотой музыки.
А в завершение концерта прозвучало
произведение одного из лучших скрипачей 17
столетия - представителя чешско-австрийской
культуры композитора Генриха Игнаца Бибера.
Зажигательно и выразительно исполняли студенты
музыкального училища его сюиту "Баталия",
написанную двадцятидевятилетним композитором в
1673 году для карнавала, посвященного Богу вина
Вакху. Автор применил неслыханные для того
времени эфекты - имитация на струнных
инструментах звуков боя. И юным музыкантам это
искусно удалось! Как, собственно, и вся
концертная программа, потому что слушать их было
настояним наслаждением - их руки умело держали
смычки и уверенно играли на скрипках, альтах и
виолончелях, а глаза горели жаждой творчества,
зажигая всех присутствующих огнем музыкальной
страсти… |