"Возможная встреча…"


   В художественно-мемориальном музее А.А.Осмеркина состоялся концерт музыки эпохи барокко в исполнении студентов Кировоградского музыкального училища (класс преподавателя Натальи Карабан).
   Барочная музыка появилась в конце Возрождения, приблизительно между 1600 и 1750 годами, и предвосхитила музыку эпохи классицизма. Слово "барокко", предположительно, происходит от португальского "perola barroca" - жемчужина или морская раковина причудливой формы. И дествительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода отличались весьма затейливыми формами, сложностью, пышностью и динамикой. Впоследствии этим же словом начали пользоваться и в музыке того времени. Сочинительские и исполнительские приемы периода барокко стали неотъемлемой частью музыкального классического канона. Музыкальный орнамент стал весьма изысканним, развивались способы игры на инструментах, расширялись рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений. Именно в эпоху барокко родились фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор "Аллилуйя" из оратории "Мессия" Георга Фридриха Генделя, "Времена года" Антонио Вивальди, "Вечерняя" Клаудио Монтеверди.
   Поэтому, не удивительно, что произведения этих и других композиторов эпохи барокко составили концертную программу скрипичного ансамбля студентов училища (партию клавесина исполняла на мемориальном рояле преподаватель училища Светлана Концедалова). Да и название концерта "Возможная встреча" символичное. Преподаватель Наталья Карабан объяснила, что именно так называется пьеса известного немецкого драматурга Пауля Барца, где он моделирует встречу Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха, которые в действительности ни разу не встречались, хотя и были одногодками.
   Своеобразным открытием для слушателей концерта был английский композитор, которого называют "Британским Орфеем", Генри Перселл. Он прожил всего 36 лет, умер в тот самый год, когда Баху и Генделю исполнилось только по 10 лет. Он написал немало духовных и светских произведений, много его песен стали народными, к стати, Перселл был личным клавесинистом короля, композитором музыки для придворного ансамбля скрипачей. Поразило присутствующих и музыкальное произведение Георга Филлипа Телемана "Гулливер" в исполнении талантливых юных музикантов Анны Майтало и Марии Полячок, которые чудесно воспроизвели серию пьес для двух скрипок-соло.
   Дарина Довгая и Андрей Диброва исполнили "Анданте" Иоганна Иоахима Кварца - немецкого композитора, автора более 500 произведений для флейты, именно он обучал игре на флейте немецкого принца. Алена Демченко и Анна Гречанюк порадовали слушателей виртуозным исполнением одного из скрипичных концертов Иоганна Себастьяна Баха, который, по словам ведущей концерта студентки теоретического отдела Юлии Бычковой, принадлежит к тем произведениям, когда слушатель должен отказаться от любого анализа и просто наслаждаться красотой музыки.
   А в завершение концерта прозвучало произведение одного из лучших скрипачей 17 столетия - представителя чешско-австрийской культуры композитора Генриха Игнаца Бибера. Зажигательно и выразительно исполняли студенты музыкального училища его сюиту "Баталия", написанную двадцятидевятилетним композитором в 1673 году для карнавала, посвященного Богу вина Вакху. Автор применил неслыханные для того времени эфекты - имитация на струнных инструментах звуков боя. И юным музыкантам это искусно удалось! Как, собственно, и вся концертная программа, потому что слушать их было настояним наслаждением - их руки умело держали смычки и уверенно играли на скрипках, альтах и виолончелях, а глаза горели жаждой творчества, зажигая всех присутствующих огнем музыкальной страсти…


p44m.jpg (3443 bytes) p45m.jpg (7136 bytes) p46m.jpg (5093 bytes) p47m.jpg (5420 bytes)
Афиша
концерта
Скрипичный ансамбль студентов
Кировоградского музыкального училища
Ведущая концерта
Юлия Бычкова
Анна Майтало и
Мария Полячок

p48m.jpg (5785 bytes) p49m.jpg (6719 bytes) p50m.jpg (6185 bytes)
Андрей Диброва и
Дарина Довгая
Алена Демченко, Анна Гречанюк
и концертмейстер Светлана Концедалова
Сюита "Баталия" Г.И.Бибера
в исполнении ансамбля