Персональная выставка
произведений одесского художника члена Национального Союза художников
Украины Григория Вовка «Метаморфозы графических образов» представляется в
рамках арт-проекта «В мастерской художника», целью которого является
популяризация творчества украинских художников и который предусматривает
экспонирование персональных выставок и издание каталогов с
интервью-размышлениями художников об искусстве и жизни, и репродукциями
произведений, ярко отражающими их творческие поиски.
Экспозицию выставки составляет тридцать одно графическое
произведение из серии авторских рисунков гелевой ручкой Григория Вовка
философско-теологической тематики, созданных в 2012-2021 годах, которые
художник передал в фонды художественно-мемориального музея А.А.Осмеркина в
2012 году. Дополняют выставку фотографии художника из личного архива – в
мастерской, на вернисажах, на пленэрах в Одессе и Кропивницком, в т.ч. во
время Национального фестиваля «Кропивницкий» (2018).
Вовк Григорий Петрович родился 13 июля 1954 в г.
Полтаве. Живет и творчески работает в г. Одессе. Член Национального Союза
художников Украины (2017) и Ассоциации художников-христиан. Окончил Одесское
государственное художественное училище им. М.Б.Грекова, сейчас Одесский
художественный колледж имени Митрофана Грекова, живописный факультет,
преподаватели Владимир Криштопенко и Сергей Лукин (1979) и Христианский
гуманитарно-экономический университет, г. Одесса, теология (2006).
Магистр теологии, преподавал теологию и дизайн, семь лет был
деканом факультета графического дизайна Христианского
гуманитарно-экономического университета, г. Одесса
Участник всеукраинских и международных художественных
выставок и пленэров, победитель всеукраинских конкурсов по живописи и
графике. Экспонировал более полусотни персональных выставок в разных городах
Украины.
Произведения хранятся в художественных музеях Одессы, других
украинских городов, в т.ч. музее искусств и художественно-мемориальном музее
А.А.Осмеркина в Кропивницком, частных коллекциях в Украине, в частности
известного одесского коллекционера и мецената Михаила Кнобеля, и за рубежом.
По определению самого художника, он – нонконформист,
монументалист, живописец, график, поэт, а направленность в его искусстве –
духовный интенсивизм и бинарный абстракционизм, в советское время активно
участвовал в «квартирных» выставках, входил в Творческое Объединение
Художников (ТОХ) г. Одесса).
«Именно этим определением – "духовный интенсивизм" –
художник-нонконформист Григорий Вовк называет свой стиль в искусстве. У
каждой творческой личности, безусловно, есть свой взгляд на жизнь, на время,
в котором выпало жить, и это индивидуальное видение по-особому реализуется в
художественном творчестве, подчиняя себе всю силу и специфичность таланта.
Художник – это всегда новатор, который понимает Вселенную как
экзистенциальное пространство и заставляет нас смотреть совсем другими
глазами на вещи, которые кажутся простой декорацией или слишком обыденными…
Творческая манера художника Григория Вовка формировалась под
влиянием одесской живописной школы. Именно в это время, в конце 1970-х,
молодого художника и привлекла среда творческих новаций, экспериментальных
техник. Он подружился со многими представителями андеграунда – А.Стовбуром,
В.Цюпком, В.Хрущом, В.Маринюком, Н.Новиковым, В.Наумцем, т. н. "неотформатированными"
творческими личностями, сам развивался в этом направлении. Там же, в группе
одесских нонконформистов, формировались новое мировоззрение, неофициальное
отношение к художественному соцреализму и поиски нового к тому времени
выразительного художественного языка. Это становление принципиально нового
происходило через сложный и самоуглубленный процесс поиска своего
творческого "Я".
Григорий Петрович много и напряженно работает, прибегает к
экспериментам, в чем-то обновляет традицию. Свои чувства, восприятие и
понимание художник пытается передать через разные формы изображения: в тех
или иных техниках и видах визуального искусства, удачно дополняет графика,
инсталляция объектов, мелкая деревянная цветная скульптура. “У меня же в
разных видах выработался свой стиль. Все мои работы имеют общую линию, –
подтверждает художник, – бывает, что можно работать в реалистической манере
или в совсем другой импрессионистической манере, а потом есть возможность
поработать абстрактно”.
Художественный мир одаренного земляка тематически многогранен
и разнообразен, диапазон содержательного выражения столь же широк: это и
реалистичные сюжеты, и экспрессивные портретные образы, и геометрические
абстракции, и инсталляции, в которых затронуты социальные проблемы
современности. Созерцая эти творческие феномены, понимаешь, что нужно
обладать очень изысканным художественным вкусом и не менее выразительной
эмоциональной творческой наполненностью, чтобы в таком многослойном
воплощении – сочетании линий и символов – создавать мир красоты, придавая
каждому произведению неповторимость собственного художественного стиля…
За годы художественной деятельности у него сформировался
индивидуальный художественный язык, собственный стиль. Ни в одном словаре мы
не найдем определения художественного интенсивизма, но сам мастер так его
трактует: “Духовный интенсивизм связан только с позитивом. Во-первых, он
связан с духовными переживаниями и чистотой души, а во-вторых, это
индивидуальная потребность восприятия жизни и передачи его через
эмоциональную сферу, через цвет, разные полутоны, сочувствие в творчестве.
Я, например, пишу картины маслом, потом работаю акварелью, потом делаю
графику, после этого сочиняю стихи, потом философские мысли и еще
теологические выводы делаю. И эта плеяда очередности одного, связанного с
другим, и называется «духовным интенсивизмом»”. Духовный интенсивизм – это
напряженное непрерывное творчество и арт-терапия. Художник убежден, что у
картины должна зародиться душа, которая потом подарит бессмертие творцу. Его
картины живы и разны, построены на динамике, бесконечном процессе движения.
Особенно важно для художника – быстро зафиксировать впечатление в форме и
цвете.
Собственным творчеством Григорий Вовк хочет заставить зрителя не просто
воспринимать привычные вещи и созерцать картины, а мыслить активно,
сопереживать.
Григорий Вовк – личность харизматическая и гармоничная, кроме
визуального искусства, свои мысли, ощущения он передает в поэтических
произведениях, не раз печатавшихся в разных сборниках…
Наибольшее вдохновение для автора – Библия, он и считает себя
религиозным художником, а в творчестве постоянно обращается к самой главной
книге человечества. Целая серия картин свидетельствуют о трепетном отношении
художника к образам христианства. Пророки у Вовка – будто воплощение боли и
переживания, они рождены фантазией как отклик на Слово Божье и знак
мудрости, побуждающей к размышлению и состраданию. Художник понимает
творческий процесс как духовный рост, а художественные произведения,
черпающие силы в прошлом, переносят жизнетворческую энергетику и в будущее…
По словам Григория Петровича, творческий процесс – это
бесконечный путь усовершенствования: усовершенствования мастерства,
личностного восприятия и понимания окружающего мира и, наконец, собственной
личности. Его творческие достижения помогают человеку открыть методы
саморазвития и духовного познания через активное мышление.
Философия творчества Григория Вовка, которой он щедро делится
со зрителем, основывается на тесном взаимодействии искусства и жизни, на
постоянном поиске новых форм художественного мышления с целью передать
современнику свои эмоции, чувства, мысли и постоянное “стремление к
духовному совершенству, сочетание здоровой народной морали с высоким
пониманием человеческого предназначения”.
Григорий Вовк нашел свой художественный язык и в графике (любимая
техника здесь – рисунок шариковой ручкой). Графика, как уверяет автор,
дополняет его основную заинтересованность живописью. Графические листы
поражают лаконизмом форм, богатым оттенком черного цвета и не оставляют
равнодушными созерцателей. Его цикл графических работ “Библейские мотивы”
можно назвать квинтэссенцией человеческих чувств, духовных направлений».
Из статьи Валентины Ореховой «Духовный интенсивизм
Григория Вовка». Научный публицистический художественно-литературный
альманах Полтавского национального педагогического университета имени
Владимира Короленко «Родной край». 2012. № 2 (27). С. 156-163
«Григорий Вовк – художник-отшельник, самодостаточный,
индивидуальный, подчас склонный к эпатажным, продуманным шалостям в духе
футуристов... Это художник «ренессансный» в том смысле, что он проявляет
себя в разных ипостасях: как живописец, график, поэт, дизайнер, педагог,
теолог, обращается к разным техникам и жанрам. Поэтому и в искусстве
работает на пересечении этих видов духовной деятельности. Как теоретик
пытается также осмысливать собственное творчество, свое место в
многообразном современном искусстве, определив его емким термином «духовный
интенсивизм».
Вовк-художник придает большое значение слову, что видно из
названий его работ, в которых угадывается философско-теологический склад ума
автора: «Предчувствие», «Столкновение с мыслями», «Вздох», «Тридцатый
серебряник», «Препятствие», «Свет , что приближается», «Переживание пророка»,
«Пророк. Разорванное пространство» и т.д.
Графическая серия представленных работ охватывает
преимущественно последние пять лет творчества мастера, в котором доминирует
библейская тема пророков-ясновидцев, ранее живописно им интерпретированная.
Рожденные всеобъемлющим авторским мышлением и предчувствием, эти персонажи
словно стремятся выйти за пределы существующего времени и пространства. Это
портретные метаморфозы, деформированные лица, приобретающие ирреальное
состояние. На первый взгляд нагромаждение форм может показаться абсурдным, а
трактовка некоторых персонажей, если отвлечься от условности искусства,
порой балансирует на грани безумия.
В формотворчестве искусство художника исходит от фигуратива.
Его портреты, как уже говорилось, это очень деформированные лица, в которых
зрителя привязывает к действительности разве что изображение глаз –
недоверчиво-настороженных, самоуглубленных, наполненных страданием или
отчаянием. Это взгляд человека, который стремится уйти от реальности, для
которого последняя является физическим и психологически определенным
состоянием. Имеем яркий пример экзистенциального искусства…»
Из статьи Владимира Кудлача «Из реальности – в
неизведанное». Газета «Черноморские новости», № 84 (21656), 22 октября 2015
г. Одесса |