Пеерсональная выставка графических произведений известного одесского
художника народного художника Украины Николая Прокопенко «VIVAT ЖИЗНЬ»
посвящена Дню художника, который отмечается в Украине во второе воскресенье
октября. Выставка с таким символическим названием организована по инициативе
автора, ее экспозицию составляют 35 графических произведений, выполненных в
2023 году в смешанной технике. Все они полны жизненной энергии и побуждают к
познанию смысла жизни, ведь главный художественный образ в них женщина,
олицетворяющая жизнь, потому что рождает и воспитывает детей, оберегает
домашний очаг и излучает любовь. Это и является основой художественной
философии художника.
Прокопенко Николай Николаевич
родился 17 августа 1945 года в с. Лиманское Ренийского района Одесской
области. Живет и работает в Одессе. Окончил Одесское государственное
художественное училище им. М.Б.Грекова (1971) и Киевский государственный
художественный институт, сейчас Национальная академия изобразительного
искусства и архитектуры (1977).
Народный художник Украины (2015).
Член Национального Союза художников Украины. Член Национального Союза
театральных деятелей Украины. Лауреат
Кировоградской областной премии в сфере изобразительного искусства и
искусствоведения имени Александра Осмеркина в номинации «новейшие
направления» (2018). Академик Международной Академии искусств и литературы «Фатьян»,
академик Международной Екатерининской Академии искусств и Магистр живописи
Ассоциации «Freundschaft-Bruke» Gloria E.V. (Германия), Почетный гражданин
города Черноморска Одесской области и города Очакова Николаевской области.
Много лет работал
художником-реставратором в Одесском музее западного и восточного искусства и
Одесском филиале Национального научно-исследовательского реставрационного
центра Украины. Занимался педагогической деятельностью, был профессором
кафедры рисунка, живописи, композиции и архитектурной графики Одесской
академии строительства и архитектуры. И сейчас, несмотря на свой почтенный
возраст, продолжает активно творчески работать и демонстрировать свое
искусство на персональных выставках, организовывать которые ему помогает
дочь Татьяна Бахар (Прокопенко).
Живописец, график, книжный
график-иллюстратор, художник-реставратор станковой, темперной, масляной и
монументальной живописи, художник-декоратор. Лауреат, дипломант и призер
международных, всеукраинских и региональных выставок, а также международных
биеннале и триеннале графики и книжной иллюстрации печатных и рукописных
книг. Экспонировал более ста персональных выставок. Произведения хранятся в
музейных и галерейных коллекциях, фондах национальных библиотек и частных
собраниях многих стран мира.
В 2017 году в Кропивницком
представлялись персональные выставки художника в галерее «Елисаветград» и
областном художественном музее, сейчас музей искусств. Тогда же Николай
Прокопенко посетил художественно-мемориальный музей А.А.Осмеркина, а в
следующем 2018 году, при содействии владельца галереи «Елисаветград» Николая
Цуканова, передал в музейную коллекцию авторские произведения – более
пятидесяти графических миниатюр 1985-1998 годов, которые экспонировались в
2020 году на выставке «Графические миниатюры Николая Прокопенко» в рамках
музейного арт-проекта «Лауреаты областной премии в сфере изобразительного
искусства и искусствоведения имени Александра Осмеркина».
Во время открытия выставки
презентовался и тематический каталог выставки, во вступительной статье
которого известный искусствовед, заслуженный художник Украины Андрей
Надеждин, почти тридцать лет успешно работавший ведущим научным сотрудником
музея, так характеризует творчество народного художника Украины Николая
Прокопенко: «Графика и живопись Николая Прокопенко тесно связаны как
тематически и сюжетно, так и по формальным подходам. В графике художник
остается живописцем так же, как в живописи графиком, часто используя приемы
и способы формопередачи, характерные для обоих искусств. Линия, контур,
декоративная плоскость и вместе с тем большие цветовые массы, насыщенные
рельефными объемами, определяют средства создания живописцем художественного
пространства композиций. Яркой чертой творчества Николая Прокопенко является
монументальность и масштабность пространственных решений, которая в
миниатюрных графических композициях проявляется так же выразительно, как и в
больших полотнах…
Именно индивидуальное
мировоззрение, особый взгляд на все, что окружает и чем живет человек,
определяют символические образы творчества Николая Прокопенко. Его искусство
нельзя назвать просто абстрактным. Выйдя из мощной реалистической школы,
пережив период существования в жестких границах «соцреализма» и в то же
время открыв для себя эпоху постимпрессионизма и модерна, он создал свой
особый творческий подход, объединяющий формы нефигуративного и
реалистического искусства, создавая своеобразный художественный язык
символов, в котором каждый условный объект выступает в форме своеобразного
иероглифа…
Образ женщины занимает в его
работах возможно самое выдающееся место, она – и весна, и земля, и солнце, и
небо, и та же груша, наполненная живородными соками природы, она прославляет
и сбрасывает с пьедестала, она рождает. В его художественном ряду она –
Жизнь… Во всех композициях художника с женскими образами он разделяет
картинную плоскость горизонтальной линией, условно создавая простор земли и
неба. Его «условная женщина» фактически привязана к земле. Она бежит,
прыгает, пытается взлететь, а в большинстве произведений она сидит или лежит,
наблюдая пространство, но она является частью Земли в планетарном смысле.
Она – Венера Урбинская Тициана и иконописная Богородица Умиление
одновременно. Природные объекты и явления – такие как озеро, цветущее дерево,
сияние звезды, яркий цветок – в его произведениях принадлежат ей по праву,
как синонимы лона, определение точки отсчета реального рождения жизни, а
небо – это то место, которого его героини хотят достичь, поэтому часто
смотрят вверх. Именно так неоднозначно, как своеобразное противоречие между
жизнью и смертью, воплощенное в образе женщины, рассматривалось в эпоху
барокко. Да и сам Николай Прокопенко напоминает человека того романтического
времени духовного и душевного подъема, причудливых экспериментов на фоне
быстротечности событий и неопределенности будущего…» |