Биеннале наивного искусства и искусства
примитивизма «Велюровый кот» имени Андрея Липатова к Всеукраинскому дню
работников культуры и мастеров народного искусства (9 ноября) основан
художественно-мемориальным музеем Александра Осмеркина при поддержке
управления культуры и туризма Кропивницкого городского совета. Одним из
соорганизаторов уникальной художественной акции является Кировоградская
областная организация Национального Союза художников Украины.
Цель арт-проекта – сохранение и развитие оригинальных
народных традиций в современном самодеятельном и профессиональном
изобразительном искусстве, популяризация изобразительного искусства как
одного из действенных средств развития украинской культуры и
увековечения памяти оригинального мастера наива, художника-земляка,
члена Национального Союза мастеров народного искусства Украины Андрея
Липатова.
Андрей Липатов (1960-2010) по профессии был
инженер-механик, а по зову души - художник. Он прожил короткую, но очень
светлую жизнь. Его оригинальные картины экспонировались на выставках и
фестивалях народного, декоративно-прикладного и наивного искусства не
только в Украине, но и во Франции, России, Великобритании и Ирландии.
Произведения талантливого художника находятся в собраниях многих музеев
и частных коллекциях в Украине и за рубежом. Мурал с изображением его
картины «Променад на Дворцовой», выполненный в 2019 году на стене Музея
искусств к 265-летию Кропивницкого, является оригинальной визитной
карточкой города.
В фондах художественно-мемориального музея Александра
Осмеркина имеется картина Андрея Липатова «Велюровый кот» (1998),
которая и дала название арт-проекту и стала основой логотипа Биеннале.
«Это произведение с образом велюрового кота не только отражает взгляд
автора на окружающий мир и является его своеобразным автопортретом, на
что указывает монограмма «А.Л.», украшающая бок кота, но и, благодаря
своей непосредственности и высокому художественному профессионализму,
отражает и общие настроения двух художественных направлений - наивного
искусства и примитивизма», – именно такое объяснение дается в научной
концепции Биеннале ее автором, ведущим научным сотрудником музея,
искусствоведом, заслуженным художником Украины Андреем Надеждиным,
который, к сожалению, внезапно ушел из жизни 19 октября 2022 года.
В 2022 году Биеннале проходит в виртуальном формате в связи с
введением военного положения в Украине. Экспозицию выставки участников
Второго Биеннале наивного искусства и искусства примитивизма «Велюровый
кот» имени Андрея Липатова к Всеукраинскому дню работников культуры и
мастеров народного искусства составляют более 250 произведений почти 80
авторов из разных регионов Украины и других стран, куда вынуждены были
выехать наши соотечественники с началом военного вторжения Российской
Федерации в Украину.
Поскольку приоритетными задачами Биеннале является содействие
развитию самодеятельного и профессионального творчества, основанного на
обращении к народным художественным традициям, формам городского и
сельского фольклора, выявление и поддержка талантливых художников,
работающих в художественных направлениях наива и примитивизма, его
участниками стали как профессиональные художники - члены Национальных
союзов художников, мастеров народного искусства Украины, фотохудожников,
архитекторов, так и художники-любители разные по профессиям, которые
успешно реализуют себя в изобразительном искусстве. Активное участие в
Биеннале приняли также студенты высших учебных заведений художественного
направления - Центральноукраинского государственного университета имени
Владимира Винниченко, факультет педагогики, психологии и искусств,
кафедра художественного образования (г. Кропивницкий), Киевской
государственной академии декоративно-прикладного искусства и дизайна
имени Михаила Бойчука, Кропивницкого строительного профессионального
колледжа, отделение «архитектура и менеджмент», специальность
«архитектура и градостроительство», а также воспитанники художественной
студии Центра молодежи с инвалидностью «Сильные духом» Кировоградской
областной общественной организации матерей детей-инвалидов и инвалидов
«Сердце матери» (г. Кропивницкий).
Символизм, декоративизм, реализм и эстетский китч условно
определяют главные направления творческих поисков художников,
произведения которых представлены в экспозиции выставки. Каждый из
художников проявляет свою художественную идею, выходя за рамки любых
стилевых признаков и общепринятых художественных штампов. Многие
авторские работы созданы в условиях военного положения и отражают
ужасные реалии войны, а также мысли, чувства и веру в Победу украинского
народа в борьбе за территориальную целостность своей страны, ее
независимость и свободу. Выставка ярко демонстрирует, что даже в
условиях жестокой войны творческая жизнь не останавливается и с врагом
можно бороться искусством. А современное украинское изобразительное
искусство и является отражением общенациональной культуры свободных
людей Украины. |